Форум » HIM в СМИ » HIM в Metal Hammer » Ответить

HIM в Metal Hammer

heart-healer: HIM в Metal Hammer май 2013 года click here [quote]Dark times are upon us, ladies and gentlemen. Dark and sexy. Finnish legends HIM return to the cover of Metal Hammer to herald the arrival of Tears On Tape and the resurrection of one of the most storied rock bands of recent times. We travel to Helsinki for an in-depth, exclusive look at the making of the new album with never-seen-before access to the band’s personal studio and the harrowing events that almost finished off Ville Valo and his brothers-in-arms for good. It’s serious stuff, and it’s only in our new issue.[/quote] [quote] Дамы и господа, темные времена! Темные и сексуальные. Легендарные финские HIM возвращаются на обложку Metal Hammer, чтобы возвестить о прибытии Tears On Tape и воскрешении одной из самых известных рок-групп современности. Мы путешествуем в Хельсинки ради исчерпывающего и эксклюзивного взгляда на создание нового альбома с прежде невиданным доступом в личную студию группы, и на душераздирающие события, что едва не покончили навсегда с Ville Valo и его собратьями по оружию. Эти серьезные вещи только в нашем новом выпуске.[/quote] текст статьи на английском языке: здесь перевод статьи на русский язык: здесь

Ответов - 34, стр: 1 2 3 All

Вилка: А так?

heart-healer: Вилка

UnemployedMuse: ивью большущее, с моим знанием аглицкого, я буду читать его неделю ((, но зато с интересом ))) спасибо за сканы, девочки.


heart-healer: спасибо добрым людям (Kiss The Void) за Bonus video from Metal Hammer: photoshoot and interview скачать смотреть а это, чтобы было понятно о чем речь:

Pansy D: heart-healer пишет: а вот и сканы, спасибо Juan Carlos Fayos Ramírez Блииин... Вот это фото!! (то, где вся группа в снегу по щиколотку на фоне родного Стади:)) Вот такой бы постер я повесила у себя!!! Идеально!! Все, что я люблю:))) ХИМ, снег, Хельсинки:)) Оу, Ви на фоне Собора? От Мижки я аж подавилась смехом Красотульки наши

Anastasia: За перевод статьи никто у нас не взялся?

heart-healer: Anastasia пишет: За перевод статьи никто у нас не взялся? я. только туго идет. есть желающие помочь?

Anastasia: heart-healer пишет: я. только туго идет. есть желающие помочь? ага, значит, всё-таки идёт, спасибо а то пишу новости на сайт, собираюсь давать ссылку на тему, и понимаю, что перевода-то нет до сих пор п.с. я не помощник, увы.

Tenar_A: heart-healer пишет: есть желающие помочь? Может так будет легче... TWO YEARS AGO HIM'S BEATING HEART STOPPED, AND VILLE HERMANNI VALO DISAPPEARED FROM PUBLIC VIEW THEY GAVE HAMMER A TOUR OF THEIR HOMETOWN HELSINKI'S VARIOUS HAUHTS, AND A POWERFUL LESSON IN FRIENDSHIP. In 1835 Ellis Lonnrot published 77ie Kalavela, an epic poem based on the songs, oral histories, and colourful pagan mythology he'd spent years collecting from up and around the culturally disparate assemblage of frostbitten regions we now know as Finland. Credited as the first expression of a Finnish national identity, the 22,795-line masterpiece was the crucial first step toward the snowy, windswept country's declaration of political independence from Russia in 1917, and its magically laced storyline has sparked the imagination of writers as diverse as JRR Tolkien and British sci-fi legend Michael Moorcock. Today, as the collected members of HIM will explain from the back of a 12-seater minibus currently giving Metal Hammer a guided tour of Helsinki, the preponderance of blue and white Finnish flags blowing in the arctic wind today is no accident because this is Kalavela Day, a national commemoration of Elias Lonnrot’s literary vision. Unsurprisingly, many Finns choose to ignore days like today as the result of years in primary school having the significance of the Kalavela drilled into them with the kind of bonhomie reserved for guests of Camp X-Ray. And yet, were Elias Lonnrot alive today, you have to wonder whether the celebrated philologist would include HIM in his story, because in just a few weeks the next chapter in Finland's biggest export since Hanoi Rocks' ongoing saga is about to begin. So then, shouldn't we be having a Kalavela barbecue or something? “Fuck no,” snaps Ville, lighting a cigarette and smirking. “It’s a big day for Nazis and black metallers. Let’s hit our studio instead. It’s our place of turmoil, and...” he pauses, a Cheshire-grin spreading across his chiseled features. “Let’s call it our place of resurrection.” "We were weeping little babies, trying to figure out if continue, and if so, how?" Ville on Him's heartrending conundrum. If there's a hell for OCD sufferers then it probably looks something like HIM's rehearsal room. Secretively tucked away in the upper bowels of one of Helsinki's better-known rock venues, it's in this artfully decorated shithole that HIM have gotten their sweat on to the tune of over eight million records sold. For the last 10 years it's been their hub of writing, demoing and readying for whatever gig or tour sits on the horizon. Strewn about the ceiling-high valve amps and the kind of bizarre detritus you could only accumulate from years on the road are endless tangles of cables, power strips, and strange-looking analogue recording equipment An ancient setlist is scrawled on a wall by a velvet Lenin, a large assortment of brassieres betray no secrets as they hang from a large neon drink sign, and everywhere - but primarily on keyboardist Burton's comically oversized console - are ashtrays overstuffed with fag-ends from days and nights spent herein exile from Helldrinky's many avenues of excess. Aside from local compatriots Amorphis, who occasionally share this space (and who Ville grumpily refers to as "fucking Amorphis" based on the number of beer cans discarded on the floor from a session the night before), we're the first outsiders here, and yet this visit's as spontaneous as any visit to a local pub. A signed, framed glossy of Chris Isaak which Ville is particularly proud of sits atop a disused piano, and beside it is a fake human skull covered in hair which, as bassist Mige proudly explains, enjoys status as the band's most valued totem. "That's all taken from our heads," he explains with the enthusiasm of a kid-brother grossing out a tortured sibling. "We've glued it on there over the years. It just seemed like a good idea at the time, but it's brought us a lot of luck." Precisely how much luck it's brought is debatable. It's here that the story of Tears On Tape began, curiously, with an event that stopped HIM's 20-year ascent dead m its tracks, and forced the quietly spoken quintet to question their motives as artists and as friends, and it’s a tale of loyalty and karma repaid that would have easily seen lesser bands. dissolve under the strain It was two summers ago, when, in the middle of a writing session for the follow-up to 2010's Screamworks, Love In Theory And Practice, that drummer Gas Lipstick stood up and confessed he couldn't do it anymore. Far from a statement of desire, a fire-like pain in his right arm - the result of endless repetitive stress placed on it by relentless touring and his superhuman proclivity for taking on side-projects - had become so paralyzing and unbearable that the lifelong sticksman could simply do no more. With that uniquely Finnish mastery of understatement, he simply revealed one day that he couldn't do it anymore. "We'd started working on riffs and new ideas and suddenly it seemed like Gas wasn't doing so well, and he was playing a bit quieter," says Ville, looking serious as he recalls the doomed day. "We were like, 'If something's wrong go to a doctor.' And he was like, 'Nah, it'll be fine; By the next rehearsal we were in the middle of a song and he just went, 'Guys, I can't play anymore.' It was out of the blue. It was like he didn't want to spoil the vibe of the band by complaining about it. I wish he had. What would follow would be a life-sapping period of inactivity for the group as their longtime friend would be relegated to the sidelines under doctor's orders to do nothing. As Ville recalls, an acutely frustrating trial would follow whereby every few weeks a specialist would examine Gas's arm and, heartbreakingly, recommend another six to eight weeks of total rest. According to the assembled troupe, it'd have been different if it was a year off, but the hurry-up-and-wait nature of the prognosis held them in a hostage-like stasis that began to drive them bonkers: no gigs, no rehearsals and no progress. Ville has never been one for the passenger-seat, insisting on approving every aspect of HIM's career from tour-routing to merch-designs to dissecting every note of recorded output to the nth degree. For over 20 years being in band has been his sole endeavour, so you wouldn't be wrong for asking yourself why they didn't just recruit someone else, but then there's more to Gas than his almost obsessive love for Dave Lombardo or his formidable abilities honed in deathgrind projects like To Separate The Flesh From The Bones. Sure, his playing anchors HIM's unique brew of heavy-riffing melancholy in the world of metal, but there's more to it than that. “YOU CAN FUCK UP ROYALLY, BUT YOU DON’T FALL AS HARD WHEN YOU AREN’T DRINKING, THAT’S ALL” Ville on the advantages of sobriety. The answer to their conundrum came many months ago when the band themselves asked the very same question, not out of impatience, but because Gas's overriding sense of guilt at the holdup was doing him no favours. Solemnly, the group gathered in this very space to face a very difficult question: not whether to fire Gas, but what kind of people they were. "We had a very fateful evening," says Ville, twirling a cross around his neck. It belonged to his mother and contains a key to a long-lost diary. Naturally. "We started speculating what to do, and all of a sudden everybody became so emotional. You try to figure stuff out intellectually - to solve this puzzle, but it falls pieces when your heart starts talking and emotions get involved. It was a very big deal, it was devastating," he says, clutching at the large, brass crucifix. "You're waiting for months at a time, rapping your fingers on armchairs, and thinking of what you'd rather be doing, and thinking of poor Gas. He's been drumming since he was five, we've known him since we were kids. We had that meeting and we were weeping like little babies, trying to figure out if to continue, and if so, how? Obviously if I got hit by lightning I'd want the guys to continue. The show must go on..." But where lightning may have spared these modest troubadours, they've not been without their share of career-threatening strife. As documented in these very pages, it was just a few short years ago that HIM faced their greatest challenge when, one day in May of 2007 and having just released their sixth album Venus Doom, Ville checked himself into rehab after being told by a doctor that months on the lash had left him so dehydrated that his body was shutting down. A calamitous headliner at London's Earls Court a few weeks before had left many wondering whether it was the end for the band whose love for the growl of Sabbath and the forlorn, sardonic wit of Type 0 had earned them the first-ever American Gold record by a Finnish band. But Ville would recover, and his bandmates would stand by him in a gesture of fidelity that could only be repaid by how the band behaved in the face of their most recent experience of adversity And make no mistake: there have been others. "There's been a tragedy every album," the baritone crooner admits with his usual, disarming candour. "With Venus Doom it was my insomnia and drink and drugs, because that's what you do - you start self-medicating, but it's good to be close to cracking you should find out what the edge is for you. You ф' fuck up royally - your relationships, your relationship with the band, being creative, being uncreative,' hurting people's feelings - you don't fall as hard when you aren't drinking, that's all." And with that, he grabs a beer from his bag end the band, without forewarning about what's to happen strike up what must be the smallest HIM gig in history Buried Alive By Love is storming, and - in these tiny confines, utterly bone-jarring. It's easy to trip over Linde's gigantic assortment of pedals before finding a perch near Burton's keys to get a view of the action. HIM, without blinking, launch into the Stooges- loving tirade of Into The Night with a gleeful, almost punkish abandon before Tears On Tape, lead by Burton's expansive keyboards, spearheads something anthemic, memorable, and easily the most powerful' condensation of the Finns' inimitable sound since 03V Love Metal established their global pre-eminence. Inches away from a band that's played to tens of thousands, it's hard not to focus on Gas and how hard he pounds the skins. There's something triumphant in the air now, an urgency and insistence fuelling these songsmiths that, as they'll later confess, isn't imagined Tears On Tape, produced by Hiili Hiilesmaa of Love Metal fame, is a record they can't wait to kick out the door, an amalgamation of so many frustrations and delays that the only thing now is to come full circle. But it's with extra gusto that Gas drums, that he powers through - it's hard not to be moved by the scene, which, reading the faces here - signifies relief and reassurance that they can still do it. They've only played a handful of times since shit went down, just once in front of a home-crowd at Ville's own Helldone festival. For a group shouldering a global fanbase's weight of expectation, they do it with the aid of a few beers. At 36 years old, Ville Valo still cuts a striking figure but it's with the wisdom of someone who's run life's gauntlet once or twice that he reflects on his life's events. He remains, as ever, a master of metaphor, and relates the raw, Sabbath- loving heaviness to having a hot girlfriend who, after awhile, you politely ask to wearsome different lingerie. "You still want the girl," he says, winking. "You just wanna try something new." It's late and, around the corner from Tavastia, the legendary venue that, many years ago, confirmed HIM's readiness to take the world's stage, Gas is kicking the living shit out of Ville in a game of pool. It's here where they blow off steam, where in the rare down-times that they return to the status of mere mortals, where... "Ville?" A girl on an adjacent table stops the game and asks for a picture. "I can't believe you're real..."she says. The band are obliging, Gas patiently taking the photo, and she returns to her match, her day made. As with the rest of the band, Gas is obscured by a quiet humility, a drive to get the job done and leave Ville to do the talking that slightly overshadows a charming jocularity that perhaps understates what he's just been through. "The truth is I didn't know what I was going to do," says Gas, whose affability and warmth is infectious. A minute with him confirms why his brethren were 50 very protective of him beyond his formidable skills behind the kit. "I've been doing this since I was a little kid, always hitting things as hard as I could, it was the hardest period in my life." Conversation swiftly shifts to Slayer's recent, painfully public dramas. Ville downs another beer. It's surprising, but he's bemused by the mention of wagons - the decision to get sober was, after all, his own. "I think that you have to play with fire to be alive," says Villeofhis rekindled relationship with Bacchus. "Everybody needs to get burned, and I have, but I'm taking it easy. Cracking open a beer and writing? It's a perfect drug for creation. The only thing that's tough, especially for this particular idiot, is to find a balance." As we filter out into the cold Helsinki air, he'll explain how the beating heart of HIM is the friendship that underlies their every decision -while outsiders may view them as a singer and band, these longtime collaborators stand as equals. The solidarity they showed when Ville was at his lowest ebb was the same unity that kept them together through Gas's tribulation, and make no mistake - it's far from over. As our breath crystallises in the cold night air, v/e stroll to one of Helsinki's many central squares, where the city's central cathedral casts an imposing figure over the nighttime scene. "Ah yes, the steps of doom," he says. "We've spent a lot of time there- Are you grateful the band stood by you? "It's tough to say," he says, the pained expression on his face making it clear this is still a sensitive subject. "Obviously, you know..." exhaling a plume of Marlboro. "I was highly flattered by the patience, but when you are struggling through your own personal maelstrom you don't realise what's going on around you, because you're in the depths of the abyss. All of our shit's hit the fan at some point. Whenever anyone needs a pat on the back, a sincere talk, we're all here for that. That's real friendship. I see it all more clearly now." Of course, the tribulations for this band are far from over. After all, it's been over two years since their last release and it'd be foolish to simply assume that your fans have stuck around in today's ever-accelerating carousel of hopefuls. It's with some anxiety that Ville anticipated the release of his latest opus - in today's ephemeral world of tweets, status updates and our newly developed, highly detailed awareness of the personal goings-on of our world's various heroes. And, in case you're online right now, you're unlikely to learn what he just had for breakfast. "Ninety-nine per cent of social media is bullshit," he says, flatly. "I want to know what world Carl ' McCoy is creating, what he's feeling, not what kind of coffee tie drinks. I like the fact that I don't know everything about him." So then, what about your return? "The fact is there's not a lot to tell - I mean, nothing was going on and then we broke our radio, silence, and started rehearsing - we wanted to see if we were still in shape to play, to see if we could still riff, and most importantly to see if we could still smile while we're doing it. You do wonder if the chemistry is still there, people can drift apart, but that's not what we were doing But it's clear HIM are undergoing something of a resurrection. Tomorrow, they'll begin shooting two videos with old friend and director Stefan Lindfors, who shot their classic Funeral Of Hearts video, and he'll require Ville's full attention. A different man from an earlier chapter may have thrown caution to the wind and plunged into the depths of Helldrinky's many, many late-night dives. We say our goodbyes and he disappears into the frigid night. It's clear that only time will tell what the dawn will bring. "YOU HAVE TO PLAY' WITH FIRE TO BE ALIVE. EVERYONE NEEDS TO СET BURNED" VILLE, IN PRAISE OF BACCHUS. SIGNS OF THE TIMES Tears On Tape heralds a new, heavier sound from HIM and a new take on their most iconic design. Tears On Tape heralds the evolution of the Heartagram via exclusive new artwork designed by Brit rock polymath Daniel P Carter. The Heartagram is HIM’s sigil – an icon often associated with the worlds of astrology, magic and the occult that is believed to have some inherent power. "It's what I call pseudo-occult art," Ville tells Hammer."l like that it mixes up all kinds of occult stuff. There's a Scandinavian influence, Kabbalistic influence and some Crowley involved. I just said to Dan, 'Work your magic!' When someone's really talented, it's great to see how they see the band or see the visuals without you saying too much." Among the best-known sigils is the one created by 16th century occultist and astronomer John Dee, who blurred the lines between science and magic. Dee claimed to have summoned angels, thus learning the language that provided the basis of Dee's Sigil Of Dei Ameth (the sigil of God's truth). Not every noted sigil derives from such arcane practices, but the phenomenon has been a significant feature of a variety of philosophies and religious beliefs. Sigils have been widely used in underground rock and metal too, most notably by legendary UK goth masters Fields Of The Nephilirn. While Ville has never made any claims about the mystical powers of the Heartagram, it is a symbol that has huge value to the band, and to their diehard fans who often get the symbol tattooed. The Tears On Tape art will provide those fans with plenty to speculate about, thanks in part to the tremendous amount of detail that Daniel P. Carter has included in the cover and paсkaging. TEARS ON TAPE WHAT TO EXPECT FROM HIM’S UPCOMING FANPACK! The arrival of the brand new HIM album, Tears On Tape, would be a big enough event on its own, but Hammer is conspiring with the band to make the release an even more momentous occasion. On April 29, we will be unleashing Metal Hammer Presents HIM: Tears On Tape, a special fanpack edition of the album, replete with an exclusive 132-page magazine devoted entirely to the band and their past, present and future, a special edition of the new album with two bonus tracks that will not be available anywhere else and a giant door poster. His Infernal Majesty Ville Valo himself has acted as editor during the making of the magazine, overseeing its dizzying array of brand new features covering everything from the making of Tears On Tape and the history of the Heartagram through to a comprehensive review of the HIM back catalogue and an extensive gallery of never-before-seen photos from the band's private collection. The fanpack will be available from newsstands or by ordering from www.myfavouritemagazines.GO.uk/HIM which will earn you the added bonus of an exclusive HIM drawstring bag. Even better, Ville has personally signed 1,000 collectible HIM postcards that will be hidden in random copies of the fanpack. "I think the whole band was super-flattered about the idea and then we were like, 'Oh lord! 100-plus pages about our band! It's going to be boring!'" Ville tells Hammer, "And that's when the mental struggle began. It's a journey to get there, to make it something interesting and hopefully something that will be interesting to people who are not necessarily well-acquainted with our band. We've never been claimed to have reinvented the wheel, We're just part of a big tradition. All our riffs come from some place... mostly fhe Iommi place!" METAL HAMMER PRESENTS. Tears ON TAPE IS OUT APRIL 29.

Whisper: На valo-daily выложили сканы хорошего качества: Cover 1- http://postimg.org/image/f5t9zr6ev/ Page 2- http://postimg.org/image/m47hzxh65/ page 3- http://postimg.org/image/8ufo26bqt/ page 4- http://postimg.org/image/mzo6oa9hj/ page 5- http://postimg.org/image/dm8t1ljzd/ page 6- http://postimg.org/image/awarscz0h/ page 7- http://postimg.org/image/dsknyycpr/ page 8- http://postimg.org/image/s57rovfyf/ page 9- http://postimg.org/image/46b7guhyl/ page 10- http://postimg.org/image/cvscgai8v/ page 11- http://postimg.org/image/6z90em7ot/

heart-healer: еще раз спасибо Tenar_A и Whisper , а также близкому мне человеку, категорически пожелавшему остаться неизвестным, - за неоценимую помощь в переводе перевод на русский (исправления, дополнения приветствуются и с благодарностью принимаются!): РОДНОЙ СЕВЕР Два года назад бьющееся сердце HIM остановилось, и Ville Hermanni Valo исчез из виду публики. Они организовали для Hammer экскурсию по различным местам своего родного Хельсинки и убедительный урок дружбы. В 1835 году Elias Lönnrot* опубликовал Kalevala**, эпическую поэму, основанную на песнях, устных преданиях, и красочной языческой мифологии, он провел годы, собирая отовсюду культурно несопоставимый коллаж из скованных морозом областей, известных сейчас как Финляндия. Заслуженно считаясь первым выражением финских национальных особенностей, 22795- строчный шедевр был ключевым первым шагом к декларации политической независимости этой заснеженной, открытой ветрам страны от России в 1917 году, и ее приправленная волшебством сюжетная линия дала искру воображению таких несхожих писателей как JRR Tolkien*** и британская легенда научной фантастики Michael Moorcock(*4). Сегодня, как собравшиеся члены HIM объяснят во время организованной экскурсии по Хельсинки, которую они провели для Metal Hammer с заднего сидения 12-местного миниавтобуса, преобладание бело-голубых финских флагов, развевающихся на арктическом ветру, не случайно, сегодня - День Калевалы(*5), в память о литературном образе Elias Lönnrot'а. Не удивительно, что многие финны предпочитают игнорировать дни, как этот, что является результатом годами вбиваемой с добродушием, предназначенным, по сути, для постояльцев лагеря X-Ray(*6), в начальной школе значимости Калевалы. И еще, был бы Elias Lönnrot жив сейчас, вам было бы интересно, включил ли бы прославленный лингвист HIM в свою историю? Потому что всего через несколько недель готова начаться следующая глава наиболее значительного финского экспорта со времен нескончаемой саги Hanoi Rocks(*7). Итак, нас ожидает барбекю на Калевалу или что? «Черт, нет!» – отрезал Ville, зажигая сигарету и ухмыляясь.- «Это важный день для нацистов и черных металлистов. Давай вместо этого доберемся до нашей студии. Это наше место для суматохи, и… - он медлит, улыбка Чеширского кота расплывается по точеным чертам его лица. – «Назовем его нашим местом воскрешения». МЫ РЫДАЛИ КАК МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ПЫТАЯСЬ СООБРАЗИТЬ, ПРОДОЛЖАТЬ ЛИ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК? VILLE О ДУШЕРАЗДИРАЮЩЕЙ ЗАГАДКЕ HIM. Если существует ад для страдающих ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством)(*8), то, вероятно, он похож в чем-то на репетиционную HIM. Запрятанный в дальних недрах одного из наиболее известных рок – мест Хельсинки, он здесь, в этой искусно украшенной дыре, в которой HIM пролили пот над каждой из мелодий из проданных восьми миллионов записей. За последние десять лет это место было центром написания, создания демо записей и подготовки всяческих выступлений и гастролей, маячащих на горизонте. Расставленные до потолка ламповые усилители мощности и странного вида развалы, какие только возможно накопить за годы: бесконечные клубки кабелей, удлинители и странного вида аналоговое оборудование для записи. Древние, наспех написанные сетлисты на стене возле бархатного Ленина(*9), широкий ассортимент бюстгальтеров не выдают секреты, потому что они висят на крупной неоновой вывеске «выпивка», и повсюду – но в основном на забавно преувеличенного размера пульте клавишника Burton'а – пепельницы, наполненные окурками, после дней и ночей, проведенных здесь, в изгнании от многочисленных путей излишеств Хеловыпивки(*10). Не считая местных соотечественников Amorphis(*11), с кем периодически это пространство совместно использовали (и кого Ville сердито упоминает как «чертовых Amorphis», основываясь на количестве пивных банок, набросанных после сессии в ночь накануне), мы здесь первые из посторонних, да еще этот визит настолько спонтанный, как и любое посещение местного паба. Подписанная вставленная в рамку глянцевая фотография Chris Isaak'а, которой Ville особенно гордится, расположена наверху неиспользуемого пианино, а рядом – фальшивый человеческий череп, накрытый волосами, который, как с гордостью объясняет басист Mige, пользуется положением наиболее ценного тотема группы. «Это мы все придумали,» - объясняет он с энтузиазмом младшего брата, притупляющего измучившую его детскую ревность. – «Мы прилепляли его на протяжении многих лет, просто на тот момент это казалось хорошей идеей, но он принес нам много удачи». Сколько именно удачи он принес – это вопрос спорный. Он здесь с того времени, как началась история Tears On Tape, что любопытно, с события, которое окончательно остановило 20-летнее восхождение HIM по этому пути, вынудившее квинтет, о котором говорили настолько мало, поставить на обсуждение вопрос о том, что движет ими как художниками и как друзьями, и это история о верности и воздаянии, и под меньшим напряжением которого, как мы уже наблюдали, группы распадались. Позапрошлым летом, в середине написания сессии к дополнению к Screamworks, Love In Theory And Practice, 2010-го года, ударник Gas Lipstick остановился и признался, что он не так больше не может. Не зависимо от желания, жгучая боль в его правой руке – результат бесконечно повторяющейся нагрузки на руку во время гастролей и его нечеловеческой склонности в принятии участия в сайд-проектах – стала столь парализующей и нетерпимой, что бывший всю жизнь барабанщиком просто не мог им быть дальше. Несмотря на это уникальное финское мастерство сдержанности, он просто обнаружил однажды, что не может больше делать это. «Мы начали работать над рифами и новыми идеями и вдруг оказалось, что Gas не в порядке, и он играл чуть тише,» - говорит Ville, становясь серьезным, вспоминая судьбоносный день. «Мы такие: «Если что-то не так, иди к врачу». А он такой: «Не-а, все будет нормально». На следующей репетиции мы были на середине песни, и он просто выложил: «Ребята, я больше не могу играть». Это был гром среди ясного неба (*12). Он словно не хотел испортить группе вибрации своими жалобами. Лучше бы он жаловался». То, что последовало, было жизне-подрывающим периодом бездеятельности группы – когда их давний друг был переведен в сторонние наблюдатели по предписаниям врача «ничего не делать». Как вспоминает Ville, остро разочаровывающий осадок будет приносить каждая из следующих нескольких недель, когда специалист будет осматривать руку Gas'a и, к глубокому разочарованию(*13), рекомендовать еще шесть-восемь недель абсолютного покоя. По словам группы, все было бы по-другому, если бы прогноз был на год, но его сущность – быть в боевой готовности(*14) – держала их как заложников застоя, сводившего их с ума: ни концертов, ни репетиций и никакого движения вперед. Ville никогда не был просто пассивным наблюдателем, настаивая на утверждении каждого из аспектов карьеры HIM: от маршрута тура до дизайна товаров, до критического анализа каждой ноты записанного результата на «н»-ной ступени. Более, чем 20-летнее пребывание в группе было его единственным занятием, так что вы не ошибетесь спрашивая себя, почему бы им просто не пригласить кого-нибудь еще, но тогда речь идет больше о Gas'е, чем о его почти маниакальной любви к Dave Lombardo(*15) или его пугающих способностях, отточенных в дэтграйнд(*16) проектах вроде «To Separate The Flesh From The Bones»(*17). Без сомнения, его игра закрепляет уникальный настой тяжелых рифов и мрачности HIM в мире металла, но есть и еще кое-что больше, чем этого. МОЖНО АБСОЛЮТНО ОБЛАЖАТЬСЯ, НО НЕЛЬЗЯ ПАСТЬ НИЖЕ, ЧЕМ КОГДА ПЬЕШЬ, ВОТ И ВСЕ. VILLE О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ТРЕЗВОСТИ. Ответ на их головоломку пришел много месяцев спустя, когда группа задала тот же самый вопрос, не из нетерпеливости, а потому, что берущее верх чувство вины Gas'a во время остановки не щадило его. Формально, группа собралась в этом особом месте, чтобы держать ответ на вопрос: не о том, что «не уволить ли Gas'a», а о том, «кто они такие». «У нас был весьма роковой вечер,» - говорит Ville, теребя крест на шее. Он принадлежал его матери, и в нем есть ключ к давно потерянному дневнику. В прямом смысле. «Мы начали размышлять что делать, внезапно все стали настолько эмоциональными. Пытаешься оценить вопрос интеллектуально – чтобы решить головоломку, но она распадается на части, когда твое сердце начинает говорить, и эмоции вовлечены. Это было очень, очень серьезно, и это было опустошительно,» - говорит он, хватаясь за большое медное распятие. - «Ждешь месяцами, постукивая пальцами по креслу, и думая, чем бы предпочел заняться в это время, и думая о бедном Gas'e. Он играл на барабанах с пяти лет, мы знакомы с детства. Была у нас та встреча, и мы рыдали как маленькие дети, пытаясь сообразить, продолжать ли, и если да, то как? Само собой, если бы меня поразило молнией, я бы хотел, чтобы ребята продолжали. Шоу должно продолжаться…» Но там, где молния, вероятно, пощадила этих скромных трубадуров, они не обошлись без своей доли угрожающей карьере борьбы. Как засвидетельствовано этими самыми страницами, всего несколько коротких лет назад HIM столкнулись со своим самым значительным вызовом, когда однажды в мае 2007 года сразу после выпуска своего шестого альбома Venus Doom, Ville определил себя в реабилитационную клинику после того, как врач сказал, что ему остались месяцы от силы, настолько обезвоженным было его тело, что оно отказало. Бедственное заглавное выступление в Лондонском Earls Court несколько недель ранее оставило много сомневающихся, не был ли это конец группы, чья любовь к раскатам Sabbath и безнадежному и сардоническому остроумию Type 0 заслужила для них - впервые для финской группы – статус «золотой» записи в Америке. Но Ville придет в себя, и его товарищи по группе поддержат его жестом преданности, какой мог быть вознагражден только тем, как группа повела себя перед лицом самого недавнего опыта напасти. И не ошибитесь, были и другие напасти. «И с каждым альбомом была трагедия,» - соглашается певец-баритон со своей обычной обезоруживающей искренностью. - «С Venus Doom это были моя бессонница и выпивка, и наркотики потому, что это то, что ты делаешь – начинаешь заниматься самолечением, но это здорово приблизиться к разрушению, стоит выяснить, где для тебя грань. Можно абсолютно облажаться – твои взаимоотношения, твои отношения с группой, то ты креативен, то ты некреативен, то ты задеваешь чувства людей – нельзя пасть ниже, чем когда пьешь, вот и все». И с этим он хватает пиво из сумки, и группа, без предостережения о том, что произойдет, играет то, что должно быть наименьшим из концертов HIM в истории - Buried Alive By Love бушует, и – в этих крошечных границах, совершенно зубодробительно(*18). Легко споткнуться из-за громадного ассортимента педалей Linde, прежде чем найдешь жердочку возле клавишных Burton'а, - место обзора на действо. HIM, не моргнув глазом, с жаром пускаются в тираду Into The Night, в духе Stooges(*19), с ликующей, почти панковской импульсивностью, прежде чем Tears On Tape, ведомая несдержанными клавишными Barton'а, возглавляет нечто воспевающее, незабываемое, и, несомненно, наиболее мощно сконцентрированное неподражаемое звучание финнов со времен доказавшего свое преимущество в Love Metal, 2003-го года. На небольшом расстоянии от группы, которая играла для десятков тысяч, трудно не сфокусироваться на Gas'е и том, как сильно он рвет душу(*20). Нечто триумфальное сейчас в воздухе, настойчивость и упорство подпитывает этих кузнецов песен так, как они позже признаются (что невообразимо!), Tears On Tape, над которым работал Hiili Hiilesmaa, известный по Love Metal, - это запись, которую они не могли дождаться, чтобы выставить за дверь, это смесь столь многих срывов и проволочек, что единственное, что остается сейчас – пройти полный круг. Но это то, что приводит в движение Gas, с особым удовольствием, с которым он играет на барабанах, и что – не может не взволновать эта сцена, которая, читая по лицам присутствующих здесь – выражает облегчение и вновь обретенную уверенность, что они по-прежнему могут это делать. Они играли всего-то несколько раз с тех пор, как все дерьмо случилось(*21), и лишь раз вне домашнего окружения – на собственном фестивале Ville - Helldone. Потому что группа, взвалила на свои плечи тяжесть ожиданий всемирной армии поклонников, они сделали это с помощью нескольких банок пива. В свои 36 лет, Ville Valo по-прежнему выделяется впечатляющим внешним видом, но еще и мудростью того, кто прошел через строй жизненных испытаний однажды или дважды, - так он размышляет над событиями своей жизни. Он остается, как всегда, мастером метафор, и соотносит первозданную, верную Sabbath, тяжесть с обладанием страстной подружкой, которую через некоторое время вежливо просишь надеть какое-нибудь другое белье. «Ты по-прежнему желаешь девушку,» - говорит он подмигивая. – «Просто хочешь попробовать что-то новое». Уже поздно, и за углом Tavastia, легендарного места, где много лет назад была подтверждена готовность HIM занять мировую сцену, Gas разделывает Ville в пух и прах(*22) в игре в пул. Это здесь, где они выпустили пар, где вынужденное бездействие возвращает их в положение простых смертных, где … «Ville?» Девушка за соседним столом остановила игру и просит сфотографироваться. «Поверить не могу, вы настоящий…» - говорит она. Члены группы делают одолжение, Gas терпеливо фотографирует, и она возвращается к своему состязанию, совершенно счастливая(*23). Как и остальные участники группы, Gas остается в тени благодаря своей тихой скромности и тому, что приложил усилие, чтобы сделать свою работу и оставить Ville разговаривать в манере очаровательной веселости, слегка затмевающей то, что он, возможно, не договаривает о том, через что он только прошел. «Правда в том, что я не знал, что собирался делать,» - говорит Gas, чьи приветливость и душевность заразительны. Одна минута с ним подтверждает, почему его собратья были настолько защищены им, сверх его внушительных навыков за инструментами. «Я делал это с самого детства, всегда стучал по предметам так сильно как мог, это был труднейший период в моей жизни». Беседа быстро переключилась на недавние события Slayer(*24), болезненная общеизвестная драма. Ville глотает еще пиво. Это удивительно, но он поражен упоминанием о том, что он снова начал пить – решение о трезвости, в конце концов, было его собственным. «Думаю, ты должен играть с огнем, чтобы быть живым,» - говорит Ville о своих вновь вспыхнувших отношениях с Бахусом. - «Каждому нужно обжечься, и я обжегся, но я смотрю на это проще. Вскрыть пиво и сочинять? Это идеальное средство для творчества. Единственное, что сложно, особенно для этого конкретного идиота - так это найти баланс». Как только мы медленно выходим на холодный воздух Хельсинки, он объяснит, почему бьющееся сердце HIM – это дружба, которая лежит в основе каждого их решения – несмотря на то, что посторонние могут видеть их как певца и группу, эти давние соавторы равны. Солидарность, которую они продемонстрировали, когда Ville был в самой нижней точке падения, было тем же единством, что удержало их вместе во время бедствия с Gas'ом, и не было ошибкой, далеко не так. Как только наше дыхание кристаллизуется в холодном ночном воздухе, мы бредем к одной из многочисленных центральных площадей Хельсинки, где главный городской Кафедральный Собор выступает внушительной фигурой на ночной сцене. «О да, ступени судьбы,» - говорит он. – «Мы провели много времени там». Ты благодарен, что группа тебя поддержала? «Сложно сказать,» - говорит он, болезненное выражение на его лице ясно дает знать, что это по-прежнему деликатная тема. - «Очевидно, знаешь…» - выдыхая струю Мальборо. - «Мне чрезвычайно льстит терпение, но когда ты борешься со своим собственным личным водоворотом, то не представляешь, что происходит вокруг тебя, потому что ты находишься в глубинах бездны. В какой-то момент дерьмо сыпется из всех щелей(*25). Когда бы любой из нас ни нуждался в дружеском похлопывании по спине, искренней беседе, мы все готовы. Это настоящая дружба. Сейчас я все яснее понимаю это». Конечно, бедствия этой группы далеки от окончания. В конце концов, прошло более двух лет после их последнего выпуска, и было бы глупо просто предполагать, что твои поклонники никуда не ушли при сегодняшней постоянно ускоряющейся карусели перспективных исполнителей. С некоторым беспокойством Ville ожидал выхода его последнего опуса – в современном эфемерном мире твиттов, обновлений статусов и вновь растущей крайне подробной осведомленности о происходящем в личной жизни различных героев нашего мира. И, на случай если вы прямо сейчас в интернете, едва ли вы узнаете, что у него только что было на завтрак. «Девяносто девять процентов социальных медиа – это чушь,» - говорит он решительно. - «Я хочу знать, какой мир создает Carl McCoy(*26), что он чувствует, а не какой кофе он пьет. Мне нравится сам факт того, что я не знаю о нем все». В таком случае, что скажешь о вашем возвращении? «Факт в том, что тут не о чем особенно говорить – я имею в виду, ничего не произошло, и когда мы прервали наше молчание, и стали репетировать – мы хотели увидеть, по-прежнему ли мы в форме, чтобы играть, способны ли создавать рифы, и, что самое важное, - способны ли мы по-прежнему делать это с улыбкой. Тебя и правда интересует, есть ли по-прежнему притяжение, люди могут отдаляться, но это не то, что мы делали». Но ясно, что HIM испытывают нечто вроде воскрешения. Завтра они начинают съемку двух видео со старым другом и режиссером Stefan Lindfors’ом, который снимал их классическое видео Funeral Of Hearts, и он требует всего внимания Ville. Другой человек из более ранних времен мог отбросить осторожность на ветер и погрузиться в глубины многих-многих ночных забегаловок Хеловыпивки. Мы прощаемся, и он исчезает в равнодушной ночи. Ясно, что только время покажет, что принесет рассвет. «НУЖНО ИГРАТЬ С ОГНЕМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЖИВЫМ. КАЖДОМУ НУЖНО ОБЖЕЧЬСЯ,» - VILLE ВОСХВАЛЯЕТ БАХУСА. ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ Tears On Tape возвещает новый, тяжелейший звук от HIM и приобретает свой новый наиболее символический дизайн. Tears On Tape возвещает эволюцию Heartagram через эксклюзивное новое художественное произведение, разработанное британским рок-эрудитом Daniel P. Carter'ом. Heartagram – это сигил(*27) HIM – символ, ассоциируемый с миром астрологии, магии и оккультизма, который, как полагают, обладает некоей присущей силой. «Это то, что я называю псевдо-оккультным искусством,» - рассказывает Ville Hammer'у. – «Мне нравится это смешение всего такого разного оккультного. Здесь и скандинавского влияние, каббалистическое влияние и немного Crowley(*28) вовлечен. Я просто сказал Dan'у «Поколдуй!» Когда кто-то на самом деле талантлив, это потрясающе - видеть как они представляют себе группу или воображают наглядное воплощение без твоих лишних слов». Среди наиболее известных сигилов один создан оккультистом 16 века и астрономом John Dee(*29), который стер границу между наукой и магией. Dee утверждал, что вызвал ангелов, так он узнал язык, который обеспечил основу сигилу Dee «Dei Ameth» (сигил Божественной Истины). Не каждый из известных сигилов получается путем таких тайных практик, но у феномена были знаменательные свойства различных философских течений и религиозных верований. Сигилы были широко использованы в рок-андеграунде и металле также, наиболее заметно - легендарными британскими гот-мастерами Fields Of The Nephilirn. Несмотря на то, что Ville никогда не делал никаких заявлений о мистических силах Heartagram'ы, это символ, который имел огромное значение для группы и для их наиболее преданных поклонников, которые часто делали татуировки символа. Изображение Tears On Tape предоставило для таких поклонников изобилие пищи для размышления, благодаря огромному количеству деталей, которые Daniel P. Carter включил в обложку и во все сопровождение. TEARS ON TAPE: ЧТО ОЖИДАТЬ ОТ ГРЯДУЩЕГО ФАНПЕКА HIM. Появление нового альбома HIM Tears On Tape будет, само по себе, достаточно большим событием, но Hammer сговорился с группой сделать выпуск даже более важным явлением. 29 апреля мы выпустим «Metal Hammer представляет HIM: Tears On Tape» специальное издание фанпек альбома, наполненный эксклюзивным 132-страничным журналом, посвященным всецело группе и их прошлому, настоящему и будущему, специальным изданием нового альбома с двумя бонус-треками, которых не будет нигде еще, и огромный постер на дверь. Сам His Infernal Majesty Ville Valo выступил редактором журнала во время его создания, контролируя потрясающее упорядочивание его совершенно новых деталей, включая все – от создания Tears On Tape и истории Heartagram'ы к исчерпывающему интервью HIM и оканчивая каталогом и эксклюзивной галереей фотографий, не демонстрировавшихся ранее, из частной коллекции группы. Фанпек можно будет приобрести через пункты продажи журнала или через заказ у www.myfavouritemagazines.GO.uk/HIM, вы получите в добавок эксклюзивную HIM сумку, завязывающуюся шнурком. И даже лучше: Ville лично подписал 1000 коллекционных открыток HIM, которые будут спрятаны в выбранных наугад экземплярах фанпека. «Думаю, вся группа была чрезвычайно польщена идеей, и тогда мы такие: «О господи! Еще 100 страниц о нашей группе! Это будет скучно!» - Ville рассказывает Metal Hammer'у, - «И вот тогда началась внутренняя борьба. Это путешествие сюда, чтобы сделать нечто интересное и, будем надеяться, нечто, что будет интересно людям, которые не обязательно хорошо информированы о нашей группе. Мы никогда не заявляли, что будем изобретать колесо. Мы – лишь часть большой традиции. Все наши рифы идут откуда-то… в основном, от Iommy(*30)!» Примечания переводчика: * Elias Lönnrot – Элиас Лённрот, родился 9 апреля 1802, Самматти[fi], Финляндия — умер 19 марта 1884,— финский лингвист, фольклорист, по образованию врач; крупнейший представитель культуры Финляндии. Профессор финского языка и литературы Гельсингфорсского университета Больше о нем здесь [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%80%D0%BE%D1%82,_%D0%AD%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%81]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%80%D0%BE%D1%82,_%D0%AD%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%81[/url] ** о Калевале больше можно прочитать здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E5%E2%E0%EB%E0 и здесь http://www.kalevala.ru/songs/song1.shtml *** Джон Ро́нальд Ру́эл То́лкин — английский писатель, лингвист и филолог. Наиболее известен как автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории — романа «Сильмариллион». Больше о нем здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B8%D0%BD (*4) Майкл Джон Муркок — английский писатель-фантаст «новой волны НФ». Изобрел Мультивселенную и Вечного Воителя (Вечный Герой, Вечный победитель). Больше о нем здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F0%EA%EE%EA (*5) отмечается 28 февраля. Больше об этом здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%CA%E0%EB%E5%E2%E0%EB%FB (*6) один из (еще Дельта, Эхо, Игуана) лагерей для особо опасных задержанных из группы, обслуживающих тюрьму Гуантаномо, был закрыт в апреле 2002 года. Еще об этом http://en.wikipedia.org/wiki/Camp_X-Ray_%28Guantanamo%29 (*7) Hanoi Rocks — финская рок-группа, основанная в 1979 году и получившая наибольшую известность в начале 1980-х. еще об этом http://ru.wikipedia.org/wiki/Hanoi_Rocks (*8) Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) - невроз навязчивых состояний. Психическое расстройство, при котором больной постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий. (*9) – имеется в виду портрет Ленина на бархатном флаге (*10) поправьте меня, мне показалось, что это шутка, переиначившая название города Hel-sinki в Hell-drinky (чертовски-много-выпивший) (*11) Amorphis - финская англоязычная метал-группа. В их лирике используются мотивы народной финской поэзии, в том числе эпоса «Калевала». Больше об этом http://ru.wikipedia.org/wiki/Amorphis (*12) out of the blue - not anticipated; unanticipated and disconcerting lines of development (*13) heartbreaking adj extremely sad, disappointing, or pitiful; heartbreakingly adv (*14) hurry up and wait - to prepare quickly for an activity that is then delayed (*15) Дэйв Ломбардо (Dave Lombardo)— известный метал-барабанщик, наиболее прославившийся своей работой с группой Slayer. Известен как влиятельный барабанщик с агрессивным стилем игры; применение, которое он нашёл барабанам, часто называют инновационным. Больше о нем [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE,_%D0%94%D1%8D%D0%B9%D0%B2]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE,_%D0%94%D1%8D%D0%B9%D0%B2[/url] (*16) Дэтграйнд (deathgrind) — стиль музыки, сочетающий в себе качества дэт-метала и грайндкора. Больше об этом http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8D%D1%82%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B4 (*17) финская грайндкор-дет-метал группа, сайд-проект Pasi Koskinen (бывший-Amorphis, бывший-Shape of Despair, Ajattara), Mika Karppinen (HIM) и Niclas Etelävuori (Amorphis, бывший -Moonspell). О группе можно прочитать здесь http://en.wikipedia.org/wiki/To_Separate_the_Flesh_from_the_Bones (*18) bone-jarring - something that it shakes you and makes you jump. (*19) The Stooges— американская рок-группа, фронтменом которой является Игги Поп. Стиль The Stooges определяют как гаражный рок, прото-панк, глэм-рок; на их официальном MySpace стиль группы обозначен как психоделический рок / панк / метал. Ранние альбомы группы оказали большое влияние на развитие панк-рока и альтернативной музыки, значительно опередив своё время. Больше здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Stooges (*20) исходя из: to pound – break; to play music loudly; get under smb's skin – if someone gets under your skin, they annoy you espeсially the way they behave - т.е. близко к «залезть в душу». (*21) since shit went down - when the unexpected bad happens. (*22) beat the shit out of - to severely beat, physical, contested or emotional.(+ To beat up really, really badly. It's like nearly dying. But worse, because you lived) (*23) make somebody's day - to make someone very happy (*24) Slayer — американская метал-группа. В феврале 2013 года, кроме того что гитарист SLAYER Jeff Hanneman еще не восстановился от последствий некротизирующего фасцита (предположительно возникшего из-за укуса паука), его уже два года продолжал заменять Gary Holt, гитарист EXODUS, так еще после своего заявления в Facebook 21 фераля 2013 г. о претензиях по ведению финансов группы, барабанщик Dave Lombardo был отстранен от участия в австралийском туре, начало которого было в Брисбине 23 февраля 2013 года (его заменил Jon Dette). Подробнее о ситуации можно прочитать здесь http://www.darkside.ru/news/51370/Общие сведения о группе можно прочитать здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Slayer (*25) shit hit the fan - a situation goes from bad to worse ; a person or an organization gets into serious trouble; extremely unpleasant things happen and become known. (*26) Carl McCoy — британский музыкант и композитор, фронтмен готик-группы Fields of the Nephilim. Больше о музыканте здесь http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/131102, о группе здесь http://megalyrics.ru/bio/fields-of-the-nephilim.htm (*27) Сигил или сигилла (от лат. sigillum) — символ или комбинация нескольких конкретных символов или геометрических фигур, обладающий, как считается, магической силой. Самым известным сигилом является пентаграмма. Сигилы использовались так же в качестве эмблем различных сообществ. Больше об этом здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BB (*28) Больше о Crowley здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%BB%D0%B8 (*29) Больше о John Dee здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8 и здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F (*30) Tony Iommi (Frank Anthony Iommi)— английский гитарист, основатель и бессменный участник группы Black Sabbath. Больше о нем здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E9%EE%EC%EC%E8

olga2188: heart-healer титанический труд! Моей благодарности нет предела

UnemployedMuse: heart-healer

Rita: heart-healer пишет: улыбка Чеширского кота расплывается по точеным чертам его лица heart-healer пишет: Когда кто-то на самом деле талантлив, это потрясающе о да, Валь) heart-healer

Pansy D: olga2188 пишет: heart-healer титанический труд! Моей благодарности нет предела Однозначно!!!! Даже смайлов нет подходжящих, ушла читать!!! Спасибище!!!



полная версия страницы