Форум » HIM в СМИ » Close-Up Jan 2010 » Ответить

Close-Up Jan 2010

Anastasia: http://www.closeupmagazine.net/number.php?id=75 Купила шведский Close-Up в Хельсинки, на Вало Дэйли его не видела, может, кто закинет его туда? Ань, у тебя там вроде есть аккаунт? На февральский номер мы тоже заявлены, можно сообщить, пусть покупают Перевод [more]На ТВ один отстой, все идиоты, ты даже не можешь выпить пива больше и вообще жизнь плоха….но однажды ты идешь вниз по улице и встречаешь кого-то кто все меняет – твое мировоззрение. Это магия любви, и она завладевает тобой на полную мощь. Когда подобное происходило с тобой за последнее время? - Не слишком давно. Жаль, что только это ни к чему не привело. Потому что я решил написать альбом об этом, нежели действовать в реальной жизни. В феврале, ХИМ выпускают их очень ожидаемый альбом “Screamworks: love in theory and practice, chapters 1-13”. Close-Up прослушал его в Лондоне и пообщался с солистом Вилле Вало. - Тем чувством, которым мы руководствовались когда писали альбом, было желание соединить крутость американского рок-н-ролла с какой-то искусственностью и унисексом, резюмирует фронт мен. Первый трек альбома, “In venere veritas”, это кусочек счастья, далекий от хорошо известной нам меланхолии ХИМ, что является характерным признаком всего альбома. Присутствие атмосферы Тима Бертона выражается в рождественском звучании песни подобно “Dark Lite”, наряду с тем что гитару не слишком слышно и иногда похоже на Эдди Ван Халена, за исключением сумасшедшего темпа. Холодное звучание клавишных в “Scared to Death” не так типично для песни как американская сладкая горечь в лирике, с барабанами как у Foo Fighters и оживленность места действия что отличает “Heartkiller”. Только начинася с “Dying Song” – пара шагов к снижению темпа – начинаешь узнавать типичное звучание ХИМ, встреча готик рока и великих баллад. “Disarm me (With your loneliness) даже медленнее, где чувственность баллады прослеживается в неожиданном гитарном соло и лирике о трех шестерках и соблазнах. Кажется все просто отлично, и вдруг появляется “Love, the hardest way”, что могло бы быть кавером Greenday с Killers (“Американские идиоты, осевшие в Лас Вегасе, не могут передать меланхолию так как это можем мы”, Вилле возражает) “Katherine Wheel” продолжает то же попсово-панковское звучание, что совсем не то что вы могли ожидать от ХИМ. Тем не менее эта песня наиболее сложный в плане мелодии элемент альбома. “Shatter me with hope” самый слабый компонент в альбоме, в то время как “Acoustic funeral (For love in limbo)” воодушевляет. “Like St. Valentine” повышает уровень тестотерона, как будто натолкнулся на группу в раздевалке Nickelback. (чего-то я вооще не поняла это предложение, может неправильно перевела). В экспериментальной концовке, “The foreboding sense of impending happiness”, группа так близко подошла к индастриалу насколько она когда-либо сможет. На первый взгляд, альбом – сравнивая с его предшественником “Venus Doom” – кажется более открытым и доступным, с преобладанием американских черт, возможно из-за продюсера Мэта Сквайера. - К сожалению, я не могу проанализировать песни в ответ на твой анализ, так как я еще очень близок к альбому. Я не знаю что сказать о песнях, единственное что я могу оценить, это насколько громко звучат ударные или нужно ли снизить hi-hate( не знаю как это перевести, я не профи в муз.терминах). Мы так долго работали, что я потерял взгляд на общую картину. Но вскоре я прослушаю альбом снова и скажу что я действительно думаю. Название альбома прямонаправленное и настойчивое, как и сам альбом. Это то чего мы не знали наперед когда писали песни. “Венус Дум” был описан как Мой Кровавый Валентин встречает Мастера марионеток. Вилле радостно говорит ссылаясь на это – но в этот раз это уже другие мысли, фантазии. Мы думали о сочетании Foo Fighters и A-Ha. Мы хотели чтобы клавишные звучали как клавишные, не как смычковые или пианино, никакой фальши. Мы привыкли называть Харткиллер Дэвидом Хассельхофом, потому что звучание напоминает нам главную песню из старого ТВ шоу “Knight Rider”. Звучание как в 80-х, но с нотами американского рока. В гитарных рифах, мы думали об Randy Rhoads, Eddie Van Halen и Mick Ronson, игравших вместе с Дэвидом Боуи во время его глэм периода. Другая модель Вилле это Депеш Модовский “Violator” и Guns N’ Roses. Солист отмечает столкновение между мужественным роком и музыкой унисекс из 80-х. - Это очень метросексуальный альбом. - Что ты вкладываешь в концепцию метросексуальности? Вилле смеется. - Мужчины которые очень заботятся о своей внешности, вот все что я имею в виду. Lemmy Kilmister в костюме Prada – вот таков альбом. По крайней мере по идеологии так кажется. - И по лирике? - Любовь это движущая сила в моей жизни. Так же это самое легкое о чем можно писать, потому что я переживаю ее как глобально так и лично. Когда это происходит, это происходит и не нужно много думать. Твоя челюсть падает, коленки трясутся, вокруг меняются цвета, меняются пристрастия. Каждый сам знает как это происходит. И не стоит впадать в подробности. Что ж любовь не обязательно реализуема, собственно говоря, и не всегда прекрасный опыт.[/more]

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

Tiger Lily: нусь...кто переводить будет

Anastasia: Tiger Lily пишет: нусь...кто переводить будет я надеялась на шведов с ВД, поэтому и попросила туда закинуть

Слеза: Tiger Lily пишет: кто переводить будет я пас


summerwine: Tiger Lily пишет: нусь...кто переводить будет издеваетесь шо это за инопланетное наречие, тьфу млин, думала инглиш

V.I.P.: АХРЕНЕТЬ!!!! Гы-гы, у меня нервное хихиканье... Это нереально... А я шведский в универе учу

Anastasia: V.I.P. пишет: А я шведский в универе учу Випушка, это знак

V.I.P.: Anastasia пишет: Випушка, это знак Та я МЕСЯЦ это переводить буду!!!!

Слеза: V.I.P. пора воспользоваться своими знаниями

V.I.P.: Слеза пишет: пора воспользоваться своими знаниями кхрм. словарём походу пора воспользоваться не, ну я посижу конечно поковыряюсь в словарике, ноо... надеюсь всё-таки, что на Вало Дейли нас услышат

summerwine: V.I.P. пишет: Та я МЕСЯЦ это переводить буду!!!! ну гугля те в помощь

Freizy Grant: ну ваще, я знаю что есть буковки с двумя точечками, на "а" с кружочком может действительно лучше распознать картинку и в переводчик засунуть.....

Anastasia: народ на Вало Дэйли уже принялся переводить http://community.livejournal.com/valo_daily/3917221.html

V.I.P.: Anastasia пишет: народ на Вало Дэйли уже принялся переводить Фуф, слава богу! Я уже готовилась, что у меня весь день занят Копирую сюда инглиш для удобства - Everything on TV sucks, everybody are morons, you can’t even drink beer anymore and life is not good in general… but then one day you walk down the street and meet someone who changes everything – how you look at the world. That’s the magic of love and it hits you with full force. When did that happen to you last time? - Not too long ago. Unfortunately, it led nowhere. Because I decided to write an album about it instead of taking action in real life. In February, Finnish HIM releases their much anticipated album “Screamworks: love in theory and practice, chapters 1-13”. Close-Up listened to it in London and spoke to singer Ville Valo. - The feeling we were going for when we wrote it was American rock ‘n roll balls meets something synthetic and androgynous, the front man summarize. The opening, “In venere veritas”, is a happy piece, far away from the well-known HIM melancholy, and reflects what will distinguish the whole album. The presence of a Tim Burton atmosphere goes back to the Christmas song quality of a song like “Dark light”, while the guitar works are strictly frugal and sometimes resembles Eddie Van Halens, minus the absurd pace. The icy clinking keyboard in “Scared to death” isn’t as characteristic for the song as American bitter sweet feeling in the verse, with drums like Foo Fighters and bubbly arena proposal that feature “Heartkiller”. Not until “Dying song” – a couple of steps down tempo – you recognize the typical HIM sound with gothic rock that meets power ballad. Even slower is “Disarm me (With your loneliness)”, where the ballad feeling is followed by an iffy guitar solo and lyrics about three sixes and temptations. Everything seems right, and suddenly “Love, the hardest way” shows up, that could be a Green Day cover with Killers (“American Mormons settled in Las Vegas can’t transmit the same melancholy as we can”, Ville retorts). “Katherine Wheel” continues on the same pop punk sound, far away from what you’d expect from HIM. The song is meanwhile the most melodic sophisticated element so far. “Shatter me with hope” is the weakest add to the album, while “Acoustic funeral (For love in limbo)” lifts it up. “Like St. Valentine” exhorts a testosterone level that makes the band stumble around in the locker room of Nickelback. In the experimental ending “The foreboding sense of impending happiness”, the group comes as close to an industrial sound picture as HIM will ever come. At a first impression, the album – compared to its forerunner, the doom sounding “Venus Doom” – seems more extroverted and available, with a dominant American character, possibly has the producer Matt Squire something to do with it. - I can unfortunately not counter you analysis with one of my own, I’m still so close to the album. I don’t know what to say about the songs, all I know is if the drum is loud enough or if the hi-hate needs reducing. We’ve worked for so long, I’ve lost all of my perspective. But I’m looking forward to listening to the album again in a while and finding out what I really think. - The title is pretty immediate and urgent, and that’s how the album is. That was something we weren’t aware of when we wrote the songs. “Venus Doom” was described as a My Bloody Valentine meets “Master of puppets”. Ville is still gladly speaking in references – but this time it’s another kind of ideal. - We thought of Foo Fighters meets A-ha. We wanted the keyboards to sound like keyboard, not bows or piano, no fake. We used to call “Heartkiller” David Hasselhoff, because the sound reminded us of the theme song of the old TV show “Knight rider”. It would sound like the ‘80s, but with a cozy American rock feeling to it. In guitars, we thought of Randy Rhoads, Eddie Van Halen and Mick Ronson, who used to play with David Bowie during his glam period. Another of Ville’s models is Depeche Mode around “Violator” and Guns N’ Roses. The singer highlights the crash between masculine rock and the androgynous music from the ‘80s. - This is a very metrosexual album. What are you putting in the conception of metrosexuality? Ville laughs excusing. - Men who take good care of their hygiene, that’s all I mean. Lemmy Kilmister in a Prada suit – that’s how our album is. At least ideologically seen. And lyrically seen? Just guess… - Love is the force in my life. It’s the easiest thing to write about as well, because I experience it as universal as the same time it’s personal. When it happens, it happens and you don’t have to think so much. Your jaw drops to the ground, your knees are shaking, the colors around you change, the tastes change… Everybody knows what it’s like at its best. And it doesn’t have to go much further. Love doesn’t need to be fulfilled, so to say, to be a magnificent experience. Там ещё приписочка в конце мне понравилась, её опустили почему-то - "О взглядах Вало на любовь в теории и на практике читайте..."

V.I.P.: V.I.P. пишет: Screamworks: love in theory and practice, chapters 1-13 Блин, вот почему я первый раз такое читаю???

Tiger Lily: V.I.P. пишет: Там ещё приписочка в конце мне понравилась, её опустили почему-то - "О взглядах Вало на любовь в теории и на практике читайте..." а где читать то....

V.I.P.: Tiger Lily пишет: а где читать то.... на Вало Дейли же перевели уже на инглиш, это всё интервью, целое (по крайней мере начало и конец совпадают). Ну то есть там всё интервью переведено, кроме последнего абзаца - который на две строчки только - "Читайте больше...". А остальное всё на инглише Но с инглиша не я буду переводить если что

Tiger Lily: V.I.P. пишет: на Вало Дейли же перевели уже на инглиш, это всё интервью, целое (по крайней мере начало и конец совпадают). Ну то есть там всё интервью переведено, кроме последнего абзаца - который на две строчки только - "Читайте больше...". А остальное всё на инглише Но с инглиша не я буду переводить если что я туплю чего-то с утра тут... то есть фраза о взглядах бла бла читайте больше....это последняя строчка... читайте больше то есть типа ждите продолжения.

Wednesday: “Katherine Wheel” . The song is meanwhile the most melodic sophisticated element so far. “ Оо песня обещает быть интересной...Я слышала что говорят одна из лучших на альбоме

~Glum Moon~: Wednesday пишет: “Katherine Wheel” В прошлый раз, когда стал известен трек-лист, я выделила для себя Cyanide Sun и не прогадала. Песня очень понравилась В этот раз сразу же выделила для себя "Катю" и еще одну песенку

summerwine: V.I.P. пишет: “Shatter me with hope” is the weakest add to the album ээээ

summerwine: Wednesday пишет: “Katherine Wheel” . The song is meanwhile the most melodic sophisticated element so far. “ Оо песня обещает быть интересной...Я слышала что говорят одна из лучших на альбоме очч сильная в плане лирики, чувств и эмоций, я даж побаиваюсь ее слушать немного

Anastasia: Ну вот, миссия выполнена, перевод сделали, молодцы ребята с Вало Дэйли И свежий номер пообещали выложить А кто здесь перевод на русский сделает?

olga2188: Anastasia пишет: перевод сделали а где он? на Вало Дейли кусками?

Anastasia: olga2188 пишет: а где он? на Вало Дейли кусками? Випушка на первой странице скопировала сюда

olga2188: Anastasia пишет: Випушка на первой странице скопировала сюда ага, увидела... Ну я могу взяться, если нет желающих...

Anastasia: olga2188 пишет: Ну я могу взяться, если нет желающих... спасибо

Tiger Lily: summerwine пишет: очч сильная в плане лирики, чувств и эмоций, я даж побаиваюсь ее слушать немного где лирику читала...пару строчек я видела всего лишь. ну и из того что в отрывке... хотя я соглашусь что лирика будет сильна...для меня во всех песнях новых так

olga2188: Блин, у меня получится это сделать в лучшем случае завтра... Если кто раньше сможет - велкам

Tiger Lily: olga2188 пишет: Блин, у меня получится это сделать в лучшем случае завтра... я начну

Tiger Lily: итак перевод. На ТВ один отстой, все идиоты, ты даже не можешь выпить пива больше и вообще жизнь плоха….но однажды ты идешь вниз по улице и встречаешь кого-то кто все меняет – твое мировоззрение. Это магия любви, и она завладевает тобой на полную мощь. Когда подобное происходило с тобой за последнее время? - Не слишком давно. Жаль, что только это ни к чему не привело. Потому что я решил написать альбом об этом, нежели действовать в реальной жизни. В феврале, ХИМ выпускают их очень ожидаемый альбом “Screamworks: love in theory and practice, chapters 1-13”. Close-Up прослушал его в Лондоне и пообщался с солистом Вилле Вало. - Тем чувством, которым мы руководствовались когда писали альбом, было желание соединить крутость американского рок-н-ролла с какой-то искусственностью и унисексом, резюмирует фронт мен. Первый трек альбома, “In venere veritas”, это кусочек счастья, далекий от хорошо известной нам меланхолии ХИМ, что является характерным признаком всего альбома. Присутствие атмосферы Тима Бертона выражается в рождественском звучании песни подобно “Dark Lite”, наряду с тем что гитару не слишком слышно и иногда похоже на Эдди Ван Халена, за исключением сумасшедшего темпа. Холодное звучание клавишных в “Scared to Death” не так типично для песни как американская сладкая горечь в лирике, с барабанами как у Foo Fighters и оживленность места действия что отличает “Heartkiller”. Только начинася с “Dying Song” – пара шагов к снижению темпа – начинаешь узнавать типичное звучание ХИМ, встреча готик рока и великих баллад. “Disarm me (With your loneliness) даже медленнее, где чувственность баллады прослеживается в неожиданном гитарном соло и лирике о трех шестерках и соблазнах. Кажется все просто отлично, и вдруг появляется “Love, the hardest way”, что могло бы быть кавером Greenday с Killers (“Американские идиоты, осевшие в Лас Вегасе, не могут передать меланхолию так как это можем мы”, Вилле возражает) “Katherine Wheel” продолжает то же попсово-панковское звучание, что совсем не то что вы могли ожидать от ХИМ. Тем не менее эта песня наиболее сложный в плане мелодии элемент альбома. “Shatter me with hope” самый слабый компонент в альбоме, в то время как “Acoustic funeral (For love in limbo)” воодушевляет. “Like St. Valentine” повышает уровень тестотерона, как будто натолкнулся на группу в раздевалке Nickelback. (чего-то я вооще не поняла это предложение, может неправильно перевела). В экспериментальной концовке, “The foreboding sense of impending happiness”, группа так близко подошла к индастриалу насколько она когда-либо сможет. На первый взгляд, альбом – сравнивая с его предшественником “Venus Doom” – кажется более открытым и доступным, с преобладанием американских черт, возможно из-за продюсера Мэта Сквайера. - К сожалению, я не могу проанализировать песни в ответ на твой анализ, так как я еще очень близок к альбому. Я не знаю что сказать о песнях, единственное что я могу оценить, это насколько громко звучат ударные или нужно ли снизить hi-hate( не знаю как это перевести, я не профи в муз.терминах). Мы так долго работали, что я потерял взгляд на общую картину. Но вскоре я прослушаю альбом снова и скажу что я действительно думаю. Название альбома прямонаправленное и настойчивое, как и сам альбом. Это то чего мы не знали наперед когда писали песни. “Венус Дум” был описан как Мой Кровавый Валентин встречает Мастера марионеток. Вилле радостно говорит ссылаясь на это – но в этот раз это уже другие мысли, фантазии. Мы думали о сочетании Foo Fighters и A-Ha. Мы хотели чтобы клавишные звучали как клавишные, не как смычковые или пианино, никакой фальши. Мы привыкли называть Харткиллер Дэвидом Хассельхофом, потому что звучание напоминает нам главную песню из старого ТВ шоу “Knight Rider”. Звучание как в 80-х, но с нотами американского рока. В гитарных рифах, мы думали об Randy Rhoads, Eddie Van Halen и Mick Ronson, игравших вместе с Дэвидом Боуи во время его глэм периода. Другая модель Вилле это Депеш Модовский “Violator” и Guns N’ Roses. Солист отмечает столкновение между мужественным роком и музыкой унисекс из 80-х. - Это очень метросексуальный альбом. - Что ты вкладываешь в концепцию метросексуальности? Вилле смеется. - Мужчины которые очень заботятся о своей внешности, вот все что я имею в виду. Lemmy Kilmister в костюме Prada – вот таков альбом. По крайней мере по идеологии так кажется. - И по лирике? - Любовь это движущая сила в моей жизни. Так же это самое легкое о чем можно писать, потому что я переживаю ее как глобально так и лично. Когда это происходит, это происходит и не нужно много думать. Твоя челюсть падает, коленки трясутся, вокруг меняются цвета, меняются пристрастия. Каждый сам знает как это происходит. И не стоит впадать в подробности. Что ж любовь не обязательно реализуема, собственно говоря, и не всегда прекрасный опыт.

Anastasia: Tiger Lily пишет: Lemmy Kilmister в костюме Prada – вот таков альбом. вот это определение а ничего статейка, интересная Tiger Lily спасибо

Tiger Lily: Anastasia пишет: вот это определение а ничего статейка, интересная Tiger Lily спасибо не за что да...вот такой альбом гламур+мужественный рок

black orhids: Tiger Lily спасибо за перевод, очень интересно было почитать



полная версия страницы